День танкиста в нашей стране начали отмечать сравнительно недавно - в середине прошлого века. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 года календарная дата 11 сентября была учреждена официальным праздничным днём - Днём танкиста. Избранная праздничная дата для наших танкистов носила, скорее, символическое значение, хотя чисто формально для, так сказать, реальной военно-исторической привязки, она имела непосредственное отношение к героизму советских танкистов, массово проявленному ими в сентябре 1944 года во время проведения победоносной Восточно-Карпатской военной операции.
Мы знаем, что десятки тысяч советских танкистов массово проявляли храбрость, мужество, героизм, а также и воинскую смекалку на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Но мы должны также помнить о советских танкистах, громивших китайских милитаристов и банды белогвардейцев в 1929 году во время конфликта на КВЖД, о наших добровольцах-танкистах, разгромно колотивших испанских франкистов и итальянских фашистов в Испании во время Гражданской войны 1936-1939 годов и, конечно же мы помним о боях на Халхин-Голе. В августе 1939 года преимущественно благодаря неординарным действиям советских танкистов была полностью уничтожена 23-я пехотная дивизия регулярных японских войск 6-й отдельной японской армии, в результате чего советско-монгольские войска победоносно завершили локальную войну на Халхин-Голе, длившуюся без малого полгода. А были еще действия советских танкистов в Великую Отечественную войну, в блестящем разгроме Квантунской императорской армии во время двадцатичетырехдневной войны Советского Союза с милитаристской Японией, также стоит вспомнить отлично организованный и осуществленный ввод Советской армии в Демократическую Республику Афганистан по приказу партии и народа с целью оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу...
Осознавая все это, очень трудно определить эпохальную и выделяющуюся дату в славной истории советско-российских бронетанковых войск, какую можно было бы безоговорочно считать Днем Танкиста. В 1980 году очередным Указом Президиума Верховного Совета СССР Днем Танкиста было принято считать второе воскресенье сентября. Авторы нового Указа вполне справедливо посчитали, что в воскресенье удобнее отмечать любой праздник, нежели в другой день недели, а особенно - в танковых частях.
История рождения танков и танковых войск
Вникая в тему танков и танковых войск, понятное дело, что скажем в 19 -м веке День танкиста не праздновали по той естественной причине, что танков еще не было и в помине -грозные боевые машины на гусеничном ходу пока еще никто не изобрел. Но их появление было предопределено «богами войны», что в конце концов и случилось в годы Первой мировой войны.
Изучая историю войн, создания оружия и вооружений, оказывается, что пытливый человеческий ум, сам того не подозревая, пытался изобрести универсальную грозную боевую машину, способную сокрушить любого противника на поле боя, еще за много веков до начала Первой мировой войны.
В каком-то смысле роль первых танков в Древнем Мире играли боевые слоны в армии древнеиндийского раджи Пора, разгромленного Александром Македонским (Александром Великим) в 4 веке до нашей эры. Применяли боевых слонов в качестве несокрушимой и грозной силы против римлян и карфагеняне Ганнибала в конце третьего века нашей эры. Безусловно, боевые слоны являлись серьезным аргументом на полях сражений древних армий, но, тем не менее следует признать, что все же слоны, это не танки, а живые существа, и они не помогли в конечном итоге одержать победу ни радже Пору над Александром Македонским, ни Ганнибалу над римлянами. Хотя тут же следует сказать, что знаменитая македонская фаланга и древнеримские «черепахи» и «манипулы», благодаря которым греки громили персов и индусов, а римляне -карфагенян и других своих врагов, как раз таки и напоминали далекий прообраз «танка», как грозной неодолимой и неуязвимой боевой машины, способной сокрушить любого, более многочисленного, но менее организованного противника.
Первой, нарисованной на бумаге схемой некоего механизма, надежно закрывающего со всех сторон бойцов на поле сражения, явился чертеж, найденный в личных архивах великого Леонардо да Винчи. Самодвижущийся при помощи мускульной силы и множества рычагов полый внутри аппарат, снаружи обшитый металлическими листами и ощетинившийся пушками, с большой натяжкой можно было считать далеким предком современных танков. Но это было зарождение идеи танка, и эта идея озарила Леонардо да Винчи в далеком XV веке.
Пролетело четыре с лишним столетия и наступил двадцатый век - самое начало его, преддверие Первой мировой войны. Лучшие умы ведущих держав мира, сами о том не ведая, лихорадочно продолжали размышлять, как им всё-таки изобрести идеальные механизмы уничтожения врагов на полях предстоящих ожесточенных сражений. Английских, французских, немецких и русских инженеров-изобретателей волновала одна общая проблема - как должна в идеале выглядеть боевая машина, которая может неуязвимой двигаться под огнем противника, делая невредимыми находящихся внутри неё бойцов и одновременно при этом она же эффективно должна уничтожать противника, ведущего по ней прицельный огонь?
Буквально поражает безграничность размаха фантазий в этом направлении, прежде всего, русских инженеров. На первом месте по масштабности мышления стоит Иван Синчишин, предложивший безумно смелый проект, какой бы не пришел в голову даже Герберту Уэллсу с его марсианами из «Войны миров». Синчишин во всех деталях разработал гигантский стальной элипсоциклоид, или говоря более простым и понятным языком, сшитое из листов брони толщиной в десять сантиметров яйцо высотой шестьсот метров, управляемое, находящейся внутри него командой из сотни человек.
Элипсоциклоид Синчишина, по замыслу своего создателя, должен был просто катиться на врага по полю боя, давя и сминая всё на своем пути. Это была заветная мечта подданного и пламенного патриота Российской Империи, воплощенная в четко разработанных чертежах на бумаге. Но она так и осталась мечтой, воплощенной всего лишь на бумаге.
Николай Лебеденко, еще один талантливый русский подданный, предложил вниманию императора Николая Второго другой, не менее смелый и оригинальный проект супероружия -самодвижущийся лафет-вездеход. Чисто внешне вездеход Лебеденко напоминал лафет гигантского артиллерийского орудия - ведущие колеса имели диаметр девять метров. Собственно, на лафете располагалась орудийная башня, вместо пушки ощетинившаяся четырьмя пулеметами, дула которых были направлены во все стороны света. Самое любопытное, что полубезумная идея Лебеденко понравилась Николаю Второму, результатом чего команда Лебеденко получила серьезное финансирование - 210 тысяч полновесных царских рублей! Сей гигантский вездеход был построен уже после отречения Николая Второго, а 9 сентября 1917 прошло его испытание на пересеченной местности под Гатчиной. Сорокатонный колосс каким-то чудом проехал полкилометра и безнадежно застрял, зацепившись задними колесами за старую березу. На этом месте он простоял целых шесть лет вплоть до 1923 года, пока его не разобрали на металлолом.
Но, пожалуй, самой реалистичной попыткой создать первый в мире тяжелый агрегат, по всем параметрам напоминающий современные танки, явился проект русского инженера Василия Менделеева (сына великого химика). В этом проекте полностью отсутствовали фантастика и схоластика, на корню погубившие проекты Синчишина и Лебеденко. Сын великого химика опирался исключительно на трезвые математические расчеты и на законы физики, без малейшей примеси изобретательского маразма. Аппарат, предложенный Василием Менделеевым, представлял собой прямоугольную стальную конструкцию на гусеницах длиной тринадцать метров, вооруженную ста двадцатимиллиметровым орудием. Толщина броневых листов составляла пятнадцать сантиметров. Вся конструкция весила сто семьдесят тонн и концептуально напоминала самоходку времен Второй мировой войны, правда в гигантском масштабе. Но по концепции построения самоходки сверхтяжелый артиллерийский бронированный вездеход конструкции Менделеева обогнал свое время лет на тридцать, и первые английские «танки» Эрнста Суинтона на его фоне выглядели несовершенными неуклюжими допотопными динозаврами. К сожалению, вездеход Менделеева не был принят на вооружение из-за своего веса - сто семьдесят тонн не выдержал бы ни один мост из имевшихся на тот момент на территории Российской Империи и сопредельных государств, с которыми России предстояло начать воевать в самом недалеком будущем после изобретения Василия Менделеева.
Первыми боевыми машинами, реально примененными на поле боя, явились «танки» вышеупомянутого английского инженера, полковника Эрнста Суинтона. Слово «танк» с английского переводится на русский, как «бак». Это была сверхсекретная разработка и английская контрразведка распространила по воюющей Европе (на дворе стоял 1916 год) дезинформацию, что новое чудо-оружие, вовсе - никакое ни оружие, а - самодвижущиеся на гусеницах ёмкости для питьевой воды, которую «танки» будут развозить на позиции своим солдатам. Кстати, в России эти первые английские «танки» называли не иначе, как «лоханями».
Впервые «танки» были применены англичанами 15 сентября 1916 года в сражении на реке Сомме. Собственное имя, данное первой модификации «танка», звучало как «Большой Вилли». Это была громоздкая неуклюжая ромбовидная гусеничная конструкция, которая, тем не менее, полностью оправдала и в чем-то даже превзошла возложенные на её применение надежды английского военного командования.
Перво-наперво нужно сказать, что само неожиданное появление «танков» вызвало настоящую панику на передней линии германских войск. «На нас наступает сам Дьявол!» - эта фраза, невольно вырвавшаяся из уст какого-то перепуганного до смерти немецкого пехотинца, с огромной скоростью начала распространяться, тысячекратно повторяясь на германских позициях того участка фронта на Сомме, где появились невиданные и рычащие «самцы» си «самками» - два типа бронированных чудовищ под общим названием «Большой Вилли». «Самцы» и «самки» отличались друг от друга имевшимся у них в наличии вооружением. На «самках» имелись только пулеметы - шесть штук. А «самцы» были оснащены двумя орудиями калибром 57 миллиметров и четырьмя пулеметами. Экипаж и там и там состоял из восьми человек. Весил «Большой Вилли» обоих модификаций 28 тонн, развивая скорость до одиннадцати километров в час.
Итак, во время сражения на реке Сомме 15 сентября 1916 года, в атаке всего первоначально было задействовано 49 машин. Но в результате многочисленных технических неисправностей и других негативных обстоятельств, непосредственно на проволочные заграждения германских войск, ведущих по наступающим англичанам и французам интенсивный пулеметный и артиллерийский огонь, вышло только восемнадцать танков. Новые боевые машины показали себя с самой лучшей стороны - они эффективно подавляли огневые точки противника, легко разносили в клочья заграждения из колючей проволоки, прикрывали бронированными корпусами наступающую пехоту, ну и просто наводили ужас на немецких солдат своим внешним видом и огневой мощью. В результате этой первой в мировой истории войн танковой атаки союзники за пять часов боя продвинулись вглубь германских позиций на семь-восемь километров, что по привычным меркам наступлений на полях Первой Мировой войны явилось абсолютным рекордом скорости! А самым главным положительным результатом этой беспрецедентной танковой атаки следует считать тот факт, что союзники потеряли в двадцать раз меньше личного состава, по сравнению с предыдущими «бестанковыми» атаками.
Таким образом, даже несмотря на многие недостатки первых танков, 15 сентября 1916 года на берегах Соммы было убедительно доказано, что за новыми боевыми гусеничными машинами, получившими название «танк», стоит великое будущее.
«Броня крепка и танки наши быстры!» Танки СССР -1922-1941 годы.
В середине 30-ых годов профессия «боевого танкиста» по популярности занимала в СССР второе место поле профессии «боевого летчика». Но в 1922 году, после окончания Гражданской войны и образования СССР, по сути, танковых войск на территории нашей Родины ещё не наблюдалось.
Дело в том, что собственными танками Российская армия во время первой мировой войны так и не успела обзавестись. Но в Красной Армии трофейные танки начали понемногу появляться и стали с успехом применяться в ряде конкретных боевых операций. В марте 1919 года, при взятии Одессы войсками Второй Украинской Советской армии, у белых были захвачены четыре французских танка Рено СТ, один из которых отправили в Москву в подарок Ленину. Первого мая 1919 года этот французский танк проехал во время праздничной демонстрации по Красной Площади. Ленин, кстати, правильно оценил важность подаренной ему боевой машины и распорядился начать по возможности выпускать собственные танки на базе этого Рено СТ. Выполняя поставленную задачу, на Сормовском машиностроительном заводе вскоре сделали первый советский танк - копию французского Рено СТ и дали ему имя собственное: «Пламенный революционер Владимир Ленин». Всего на Сормовском заводе было выпущено за полтора года пятнадцать таких танков. Но, само собой, никакой погоды они не сделали и в годы Гражданской войны они не применялись.
В ожесточенной и кровопролитной Гражданской войне, длившейся с 1918 по 1922 годы, новорожденная Советская Республика и без массового применения танков победила всех своих врагов, вскоре преобразовавшись в государство под названием Советский Союз, окруженный со всех сторон лютыми врагами.
Руководство СССР прекрасно понимало, что без современной, многочисленной и хорошо вооруженной армии молодому государству просто-напросто долго не выстоять против потенциально агрессивных соседей на ближнем Западе и на Дальнем Востоке, не перестававших точить зубы на Советскую Россию. От понимания этой реальности усиленно работала интеллектуальная мысль молодой Страны Советов. Основателем теории ведения современной войны, принятой на вооружение высшим командованием РККА, считается Владимир Каракаевич Триандафилов. Красной мыслью через концепцию Триандафило-ва проходила генеральная идея о необходимости создания крупных мобильных моторизованных соединений, способных при концентрации на одном участке фронта, осуществлять массированные неожиданные прорывы в глубокие тылы противника с целью его дальнейшего полного уничтожения. Основной боевой единицей подобных соединений, по мнению Триандафилова, могли быть только танки, никак не лошади, на чем упорно настаивали некоторые горячие головы из числа кавалерийских командиров Первой Мировой и Гражданской войн.
Собственно то, что на предстоявших полях сражений за танками будущее, поняли во всех индустриально развитых странах мира. В том числе это прекрасно стало ясным и лучшим военным умам нацистской Германии, прежде всего будущему создателю танковых войск Третьего Рейха - генерал-полковнику Гейнцу Гудериану.
В Японии, кстати сказать, тоже верно оценили возможности танков в будущей большой войне. То, что эта новая большая война обязательно рано или поздно начнется, никто в мире не сомневался. Милитаристская Япония вела очень агрессивную политику в отношении Китая, зарились японцы и на территории СССР. Самыми серьезными боевыми действиями с участием наших войск на Дальнем Востоке накануне начала Второй мировой войны стал пограничный конфликт в районе реки Халхин-Гол, разделявшей Монголию и Маньчжурию, развязанный японскими милитаристами, в котором в решающем сражении за сопку Баин-Цаган сказали свое решающее слово танки. К слову, интересный факт. В момент происходивших событий, никто не знал, что эта сопка оказывается дремлющим вулканом с так называемым слепым жерлом. Вот на этой сопке именно советские танки БТ-7 вдребезги расколошматили японскую группировку, имеющую на вооружении танки «Тип-89». Вершиной Баин-Цагана, где закрепилась 23-я пехотная японская дивизия с приданными ей дополнительными силами, сходу, в результате жестоких боев, овладела советская танковая бригада без непосредственной поддержки пехотинцев. На столь смелый маневр, принесший советским войскам абсолютный успех, решился будущий Маршал Победы Георгий Жуков, еще раз красноречиво доказав мировому танковому сообществу, что за танками - великое будущее...
Великая Отечественная Война. Эпохальное противостояние «тридцатьчетверок» и «тигров». В чем заключался залог победы советских танков над бронированными «кошками» Гитлера?!
22 июня 1941 года немецко-фашистские войска без объявления войны напали на Советский Союз - началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков и их союзников. В оборону советских войск ударили знаменитые «танковые клинья», успешно применявшиеся Гудерианом, Гепнером и Готом во время разгрома Польши, Франции и других европейских стран.
Основой советских танковых войск на тот момент являлись легкие танки Т-26 и БТ-7, а также средний танк Т-28. По своим техническим характеристикам они ни в чем не уступали немецко-фашистским танкам аналогичного класса Т-1 и Т-2. Но двухлетний опыт боевых действий в Европе, и более совершенная стратегия применения больших танковых групп сразу же дали себя знать во время июньских и июльских сражений 1941 года на советско-германском фронте - наши танки, вместе с пехотой, несли колоссальные потери по сравнению с немцами и беспрерывно отступали. Но уже в начале войны немцы столкнулись с тяжелыми танками КВ-1 и будущим «лучшим танком Второй мировой войны» легендарной «тридцатьчетверкой».
Еще во второй половине 30-ых годов, на фоне возрастающей опасности разжигания новой мировой войны Советское руководство поставило перед Наркоматом Обороны задачу в кратчайшие сроки создать новый образец боевого танка, отвечающего самым современным требованиям. Несмотря на опыт Гражданской войны в Испании, на яркую убедительную победу на Халхин-Голе, стали видны многочисленные слабые места основы бронетанковых войск СССР - танков Т-26 и серии БТ (аббревиатура БТ расшифровывалась как «быстрый танк»). Задачу создания современного и передового танка Наркомат Обороны поставил перед конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, возглавляемого талантливейшим советским конструктором, Михаилом Кошкиным. Разрабатываемая модель получила кодовое наименование «А-32» и была представлена в марте 1940 года лично Сталину, который оказался в восторге от увиденного и ласково назвал «модель А-32» «ласточкой» советских танковых войск. Сразу же после запуска нового танка в серийное производство модель «А-32» переименовали в «Т-34».
«Отец» немецких танковых войск и, одновременно, автор теории «танковых клиньев», генерал-полковник Гейнц Гудериан («подлец Гудериан», как его именовали в советских СМИ, начиная с 22 июня 1941 года) очень пренебрежительно отозвался о новом советском танке Т-34, окрестив его «новым неуклюжим продуктом паталогически отсталых советских военных технологий». Но именно «тридцатьчетверки» из 4-ой танковой бригады Михаила Катукова встали на пути 2-ой танковой группы Гудериана в начале октября 1941 года непреодолимым заслоном, впервые зародив у немецких генералов зловещие предчувствия неладного.
Дело было между Мценском и Орлом 3 октября 1941 года. Два дня назад перед этим танки Гудериана неожиданным броском захватили Орел, и самонадеянный Гудериан ничуть не сомневался в том, что через три недели его танковая группа в той же неожиданной для советских войск манере ворвется в Москву. Но настроение «неистовому Гейнцу» сильно испортила 4 танковая бригада полковника Михаила Ефимовича Катукова (будущего генерал-полковника, которого немцы впоследствии прозвали «генерал Хитрость»), в качестве стратегического резерва Ставки использованная против 2 танковой группы Гудериана в начале октября 1941 года.
Главное, что в этих ожесточенных боях между Мценском и Орлом выявилось полное превосходство советского танка Т-34 над немецкими танками Т-1 и Т-2, да, впрочем, и над остальными танками Вермахта, посрамив тем самым недавнее уничижительное утверждение Гудериана о советском «танке Победы» - легендарной тридцатьчетверке. Новаторство Михаила Катукова проявилось в том, что он, творчески оценив маневренные и другие боевые качества Т-34, разделил свою бригаду на небольшие группы по три-четыре танка, которые буквально терроризировали наступавшие боевые порядки 2 танковой группы Гудериана. Всего танкисты Михаила Катукова в этих скоротечных октябрьских боях между Мценском и Орлом истребили 133 фашистских танка и 47 артиллерийских орудий. За эти бои 4-ая танковая бригада полковника Катукова получила почетное звание «гвардейской», а сам Михаил Ефимович Катуков получил очередное воинское звание генерал-майора. Нельзя не добавить, рассказывая о фронтовом пути Михаила Ефимовича, что его полководческий талант, храбрость, дерзость и огромное личное мужество проявилось еще в самые первые дни войны во время знаменитого рейда мехкорпуса Рокоссовского под Дубно. Это случилось 24 июня 1941 года.
Полковник Катуков командовал 20-ой танковой дивизией, входившей в состав этого корпуса. Боевые танки дивизия Катукова не успела получить к началу войны и поэтому бойцы дивизии сражались, как простые пехотинцы. Но у них было тридцать учебных и слабо вооруженных танков Т-26. Деятельный и энергичный, талантливый Михаил Катуков сумел использовать это слабое танковое подспорье по максимуму: он первым в истории Великой Отечественной войны применил тактику танковых засад. И в результате примененной новаторской тактики каждый из его учебных Т-26 ухитрился уничтожить по три - пять немецких Т-1 и Т-2. В том отчаянном броске под Дубно 24 июня 1941 года впервые проявил себя талант будущего маршала Советского Союза Константина Рокоссовского и будущего «танкового гения», впоследствии маршала бронетанковых войск, Михаила Катукова.
Творчески и очень эффективно тактику танковых засад Катукова применил 19 августа 1941 года советский танкист - командир роты новейших тяжелых танков КВ-1, старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов.
Танки КВ-1 выпускались только на Кировском заводе в Ленинграде и прямо из цехов
уходили на фронт. Их первое появление на фронте вызвало неприятное изумление у немецко-фашистских захватчиков, потому что по основным боевым характеристикам новые советские тяжелые танки КВ (Клим Ворошилов) намного превосходили немецкие Т-эшки всех четырех модификаций. Основные противотанковые немецкие пушки калибра 37 и 50 миллиметров не наносили броне «Клима Ворошилова» ни малейшего ущерба, за что «КВ-1» получил у немцев прозвание «Призрак».
Группа армий вермахта «Север» согласно генеральной директиве плана «Барбаросса» вела наступление на Ленинград. Рота тяжелых танков КВ-1, которой командовал старший лейтенант Зиновий Колобанов, как раз и защищала Ленинградское направление. Это произошло в районе Гатчины, недалеко от городка Красногвардейск. Пять танков Колобанова заняли позицию у стратегической развилки трех дорог, на главной из которых ожидалась колонна немецких танков, двигавшихся в сторону Красногвардейска. Колобанов получил приказ любой ценой не дать пройти вражеской танковой колонне дальше перекрестка этих трех дорог. Стоял 1941 год, немцы казались неудержимыми, неуязвимыми и непобедимыми. Но старший лейтенант Колобанов отнесся с огромной ответственностью к полученному приказу и блестяще его выполнил, отлично замаскировав свои танки недалеко от искомого перекрестка трех дорог и выбрав идеальную позицию для стрельбы по приближавшимся «панцеркампфваген» самоуверенного противника...
Операция была проведена блестяще. Колобанов подбил два первых танка, затем два последних, после чего, как в тире, расстрелял, превратившиеся в неподвижные мишени, оставшиеся двадцать два танка. Остальные четыре КВ-1 роты Колобанова тоже не бездействовали и подбили тем же манером вторую колонну немецких танков в количестве 24 штук, приближавшихся по другой дороге к месту избиения первой! В общей сложности 19 августа 1941 года советскими танкистами была одержана первая в истории Великой Отечественной войны полная победа над немецко-фашистскими захватчиками - в «одну калитку» со счетом: 46:0 в пользу Рабоче-Крестьянской Красной Армии!
Оборона Брестской крепости, впечатляющая победа танковой роты Зиновия Колобанова под Красногвардейском, бои 4-ой танковой бригады Михаила Катукова между Мценском и Орлом явились очень зловещими симптомами для «вермахта» уже летом и осенью 1941 года.
Средние советские танки Т-34 и тяжелые танки КВ-1 и КВ-2 в 1941 и 1942 годах показали безусловное превосходство своих боевых качеств над аналогичной продукцией немецко-фашистского танкостроя.
Но такое положение сохранялось только до весны-лета 1943 года, когда немцы сумели модернизировать Т-4, которые по своим боевым качествам фактически сравнялись с советскими «тридцать четверками». А главное, промышленность фашистской Германии начала серийное производство боевых танков нового поколения: средних танков Т-5, получивших наименование «пантера» и тяжелых танков Т-6, вошедших в историю Второй мировой войны под грозной аббревиатурой «тигр».
Советские танковые войска ждало стратегическое испытание в июле 1943 года в величайшем сражении на Курской Дуге.
Курская Дуга. Прохоровка. «Кошачий зверинец» вермахта против советских «тридцатьчетверок». Танковая битва века. Вторая глубокая трещина в хребтине фашистского зверя. Сражение на озере Балатон.
После поражения 6-й армии Паулюса под Сталинградом всему миру стало ясно, что немецко-фашистская военная наступательная машина за несколько месяцев 1939-1940 годов стальным танковым катком подмявшая под себя всю континентальную Европу, дала окончательный сбой, намертво забуксовав на территории СССР В общем-то всем всё стало ясно - Третий Рейх начал неудержимо сдуваться как проколотая шина, и навряд ли что-то уже сможет спасти это самое чудовищное античеловеческое государственное образование. Но нацистское руководство во главе с самим Гитлером так не считало и предприняло последнюю попытку переломить ход войны на советско-германском фронте, сделав основную ставку как раз на «несокрушимые», как им казалось, тяжелые танки «тигры», средние «пантеры» и тяжелые САУ «Фердинанд» (названные по имени создателя этих самоходных артиллерийских установок, Фердинанда Порше - личного друга Гитлера).
Рано утром 5 июля 1943 года началось одно из крупнейших сражений Второй мировой войны - Курская битва. В планах германского ОКВ она значилась, как операция «Цитадель». 281 «тигров», 219 «пантер» и 90 «Фердинандов», по мнению Гитлера, должны были сокрушить все оборонительные линии советских войск и без особых проблем докатиться до самой Москвы.
60 процентов советских танковых войск состояли из средних танков Т-34. Таким образом на Курской Дуге, а особенно в крупнейшем танковом сражении Второй мировой войны, состоявшемся 12 июля под деревней Прохоровка, гитлеровскому «кошачьему зверинцу» противостоял технический гений советского конструктора Михаила Кошкина, дополненный, разумеется, мастерством и мужеством советских танкистов. Чтобы по достоинству оценить всю значимость конечной победы маневренных «тридцатьчетверок» над грозными бронированными монстрами, немецкими «Тиграми», нужно, все-таки, несколько слов сказать о технических характеристиках «тигров», которые некоторые западные историки и диванные блогеры пытаются считать лучшим танком Второй мировой войны.
Создатели «тигра», учитывая личные воззрения и рекомендации Гитлера, сделали упор на мощную броневую защиту, дальнобойность, скорострельность и меткость этого немецкого танка. И, действительно, на тот момент (весну 1943 года) «тигра» боялись все. Появился даже такой термин: «тигробоязнь», против которого нашим политрукам приходилось проводить кропотливую работу с личым составом для преодоления этой боязни. Проблема, особенно в первую очередь для наших танкистов, была конечно же серьезной - 88-миллиметровое зенитное орудие, установленное в башне «тигра», дополненное «цейсовским» оптическим прицелом, пробивало Т-34 с дистанции в полтора километра и соответственно представляло серьезную угрозу нашим танковым силам. Особенно с учетом того обстоятельства, что Т-34 для гарантированного подбития «тигра» должен был приблизиться к нему на двести метров. По логике германского командования «тигры» должны были расстреливать наши Т-34 совершенно безнаказанно с дальней дистанции, как в тире. Но этого не случилось. Танковое сражение под Прохоровкой - яркое тому подтверждение! Под Прохоровкой выяснилось, что главным боевым качеством танка является его маневренность, что и доказали советские танкисты. Шустрые тридцатьчетверки просто ускользали от «цейсовского» прицела «тигров» и вполне эффективно били их в боковую броню. Да, спору нет, во время Курской битвы, длившейся пятьдесят дней, пока мы не научились успешно воевать с «тиграми», у нас были большие потери - мы потеряли танков в три раза больше, чем немцы. Но, в конечном итоге, мы выиграли эту грандиозную битву, ценою невероятного мужества советских танкистов, многие из которых героически отдали свои жизни за то, чтобы 23 августа 1943 года окончательно был надломлен становой хребет фашистского зверя!
После Курской Дуги, на основе обобщенного опыта, все Т-34 сменили 76-миллиметровые орудия на 85-миллимитровые, после чего с успехом стали пробивать лобовую броню даже модифицированных «королевских тигров». Причем высокая маневренность тридцатьчетвёрок позволяла им очень эффективно проводить тактику так называемых «загонных охот» («стайный метод») на неповоротливых «тигров», дырявя их бронированную шкуру где угодно и когда угодно.
Последняя попытка нацистской Германии переломить ход войны с помощью применения больших масс новейших танков была предпринята в феврале-марте 1945 года в районе озера Балатон на территории Венгрии (самого верного союзника фашистской Германии).
6-я танковая армия СС обергруппенфюрера Дитриха Зеппа состояла исключительно из «королевских тигров», САУ «Фердинанд» и модифицированных «пантер», оборудованных инфракрасными оптическими прицелами, позволявшими вести прицельный огонь даже в ночное время суток (новейшее изобретение того времени). Но вся эпопея для отборных эсэсовских танкистов Зеппа закончилась тем же плачевным итогом, какой постиг танковые дивизии СС «Адольф Гитлер» и «Мертвая голова» в июле 1943 года под Курском. В результате сражения вполне закономерно прозвучала горькая шутка генерала Зеппа после окончания сражения на Балатоне: «Моя 6-я танковая армия называется шестой потому, что в ней осталось шесть танков!».
Громадные, супербронированные, дальнобойные, беспощадные к «врагам Рейха», «гордые, хищные, разъярённые» новейшие немецко-фашистские «панцеркампфвагены» проиграли войну средним, но очень вертким советским Т-34, по праву завоевавшим почетнейший титул «лучшего танка Второй Мировой войны».
Эпилог
Видимо, именно танки, как никакой другой вид боевой техники, отражают в своих основных технических характеристиках главную черту национального характера своих непосредственных производителей. Немецко-фашистские «тигры» представляли собой материальное воплощение нечеловеческой ненависти нацистского режима ко всему «не немецкому» человечеству, характерными проявлениями каковой можно считать полную уверенность в своей чудовищной огневой мощи, несокрушимости самозащиты, сочетавшихся с бесконечным презрением к Т-34, охарактеризованных главным нацистским танкистом Гейнцем Гудерианом в незавидном качестве «очередной нелепицы» заведомо отсталых военных технологий «неполноценного русского народа».
«Тигры», а также их современные реинкарнации - «сверхбронированные», оснащенные якобы супероружием, перетяжелённые и от этого сверхнеуклюжие «потомки», все эти немецкие «Леопарды», английские «Челленджеры», американские «Абрамсы»…, представляют собой всё то же воплощение агрессивной самоуверенности, чисто тевтоно-англосаксонской наглоамбициозности и заведомого презрения к своим традиционным российским противникам - изящным, стремительным и сверхманевренным, ведущим свою родословную от великого и непобедимого легендарного танка Т-34. Как в далеких сороковых годах, бесстрашные и бессмертные Т-34, колошматившие и в хвост, и в гриву «Тигры». «Пантеры» с остальным гитлеровским панцервафе, так и спустя восемьдесят лет, в 2023-2024 годах наши Т-90 «Прорыв» и Т-72Б3 в сражениях с киевскими нацистами ежедневно показывают свое превосходство над крупногабаритными неповоротливыми бронированными танковыми мишенями немецкого, английского и американского производства.
Если выразиться образно, то сегодня, исходя из более чем восьмидесятилетнего опыта противостояния Русского Мира против многонациональной своры вконец озверевших и явно забывших предыдущую от нас звиздюлину потомков древнегерманских и англо-саксонских племен, следует констатировать, что советские, а сейчас - российские танки всегда были праведными силами Добра «шустрыми и умными» танками, а западные танки в этом почти вековом бескомпромиссном противостоянии всегда выступали прислужниками Зла, неизменно оставались «неуклюжими и тупыми» бронированными чудовищами, чьи орды периодически выкатываются на нашу землю из широко распахиваемых Врат Ада. К счастью, мир устроен так, что Добро при любых, самых на первый взгляд неблагоприятных обстоятельствах, все равно неизменно уничтожает силы Зла. Так было, так есть и так всегда будет!
Традиционная танковая мощь России, или, другими словами, танковый щит нашей Великой Родины, как и восемьдесят лет назад, раздавит своим стальным напором всех супостатов, в очередной раз посягнувших на Русский Мир.
Вечная Слава советским и российским танкистам, не щадя жизни, громивших врага в Великую Отечественную Войну и громящих врага на полях сражений СВО!
Наше дело правое, враг будет разбит!
«ПЛАНЕТА СОДРУЖЕСТВА» №4 сентябрь 2024
Алексей Резник